Доклад на тему образцы мужского поведения

ЮФЕРЕВА В решении задачи формирования личности социалистического типа партия и правительство придают большое значение мерам, направленным на укрепление семьи. В связи с этим в школе организована специальная учебно-воспитательная работа с молодежью по подготовке ее к семейной жизни. В старших классах введен новый учебный предмет — «Этика и психология семейной жизни», основная цель которого, как сказано в пособии для учителей по данному курсу 1984сформировать у юношей и девушек потребность в создании семьи, готовность к вступлению в брак, умение правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей. Важно также воспитывать доклад на тему образцы мужского поведения молодежи непримиримое отношение к буржуазным концепциям семьи. Актуальность введения подобного предмета обусловливается, в частности, теми особенностями, которые характерны для современной семьи: омоложение брака, увеличение числа разводов, связанных преимущественно с неумением супругов строить свои взаимоотношения, с неверными представлениями молодых людей доклад на тему образцы мужского поведения роли мужчины и женщины в семье. Поэтому на уроках доклад на тему образцы мужского поведения этике и психологии семейной жизни речь, в частности, идет о характере взаимоотношений супругов, о мужественности и женственности, о нормах нравственных отношений в семье. До настоящего времени представления учащихся о психологических особенностях мужчин и женщин формировались стихийно. Новый учебный предмет нацеливает учителя на воспитание юных граждан с учетом закономерностей личностного развития, связанных с их половой принадлежностью. По данным ряда исследований, половые различия детей в поведении, интересах, эмоционально-волевой интеллектуальной сферах становятся наиболее явно выраженными начиная с 11—12 лет. В этом возрасте пробуждается половое влечение, обостренный интерес подростков к взаимоотношениям между мужчинами и женщинами. Выготский писал, что с наступлением полового созревания происходит всестороннее и глубокое изменение организма. Ребенок вступает как бы в новую фазу своего существования, появляется 85 новый, прежде находившийся в латентном, или скрытом, виде фактор— пол 1929. Поэтому перед воспитателями встают новые проблемы, имеющие непосредственное доклад на тему образцы мужского поведения к формированию психологического пола. Один из существенных показателей решения данных проблем — осознание и переживание ребенком своей половой принадлежности, что предполагает наличие у него определенных представлений о наиболее привлекательных и значимых качествах личности мужчины и женщины. Экспериментальное изучение проблемы формирования психологического пола мы начали с выяснения таких представлений у подростков и юношей. Для этого использовался метод свободных описаний. В качестве испытуемых были учащиеся VI — IX классов нескольких московских школ, всего 265 человек доклад на тему образцы мужского поведения девочки и 131 мальчик. Им предлагалось написать сочинение на тему «Какими я представляю себе современных мужчин и женщин». В инструкции специально обращалось внимание на то, что описывать следует обыкновенных, знакомых детям людей. Для всех возрастных групп подростков тема сочинения была неожиданной и в достаточной степени трудной. У многих доклад на тему образцы мужского поведения независимо от их пола и возраста оказался бедным словарный запас, они не умели проанализировать понятия, указанные в теме сочинения, описывали лишь ситуации, формы поведения. Это осложняло выявление их представлений. Часть сочинений содержала описание только одного из образов — мужчины или женщины, другая часть отличалась тем, что понятия «современный мужчина» и «современная женщина» подменялись понятием «современный человек». Поэтому все описания легко распределялись на три группы: 1 полные, отражающие представления подростков об особенностях личности мужчин и женщин, доклад на тему образцы мужского поведения неопределенные, в которых описывался некий бесполый человек, или не выявляющие представлений учащихся и 3 неполные, содержащие описание только одного из образов. Анализ суждений детей об образах мужчин и женщин позволил установить следующие 8 тем, в которых в той или иной степени проявились значимые, привлекательные или негативные, с точки зрения подростков, качества личности или формы поведения мужчин и женщин: 1 особенности внешнего облика красота, элегантность, аккуратность ; 2 черты характера, отражающие отношение к людям чуткость, внимательность, отзывчивость ; 3 особенности отношения к женщине или мужчине рыцарство, галантность, нежность ; 4 деловые качества, связанные с трудовой деятельностью; 5 интеллектуальные особенности, интересы; 6 традиционное понимание мужественности или женственности сила, смелость, воля; нежность, мягкость, уступчивость ; 7 качества, связанные с супружеско-родительскими ролями мужчин и женщин; 8 любовно-сексуальная сторона взаимоотношений между полами. Степень представленности той или иной темы в описаниях подростков определялась как числом учащихся в % к доклад на тему образцы мужского поведения числу подростков данной половозрастной группыиспользовавших ее, так и тем рангом, который она получала в ряду других тем. Представленность той или иной темы, по нашему мнению, отражает, во-первых, сферы жизнедеятельности человека и качества его личности, в которых, по мнению детей, наиболее ярко проявляются психологические особенности мужчин и женщин, а во-вторых, те критерии, с помощью которых они пытаются оценить мужественность доклад на тему образцы мужского поведения женственность современных им доклад на тему образцы мужского поведения. Поэтому анализ экспериментального материала шел в доклад на тему образцы мужского поведения как содержания того или иного критерия, так и сравнительной значимости его в ряду других критериев. Рассмотрим сначала представленность всех тем в целом. В понимании образа мужчин подобных половых различий было значительно меньше. Возрастная динамика изменения представлений школьников обоего пола представлена в табл. Данные этой доклад на тему образцы мужского поведения показывают, что с доклад на тему образцы мужского поведения меняется число учащихся, как мальчиков, так и девочек, использовавших тот или иной критерий при описании ими образов мужчин и женщин. Особенно отчетливо эта динамика наблюдается у девочек разных возрастов при описании современных мужчин: от VI класса к VII и от VII класса к VIII происходят, по-видимому, значительные изменения в их представлениях о мужественности, о наиболее значимых, по их мнению, сферах жизнедеятельности мужчин. У мальчиков эти возрастные изменения проявились в меньшей степени. Таблица 2 Возрастные изменения в представлениях подростков от VI к IX классу Образ женщины Образ мужчины девочки мальчики девочки мальчики VI—VII VII—VIII VIII—IX VI—VII VII—VIII VIII — IX VI—VII VII—VIII VIII — Доклад на тему образцы мужского поведения VI—VII VII—VIII VIII—IX 1 0,05 0,05 0,05 0,05 2 0,001 0,05 0,05 0,001 0,05 3 0,001 4 5 0,05 0,01 0,05 0,001 0,001 6 0,001 0,001 0,001 0,001 7 0,001 0,01 0,01 0,001 0,001 0,001 8 0,01 0,05 0,01 Проанализируем содержание нашего экспериментального материала. Все названные выше 8 тем можно объединить в 3 группы, соответствующие 3 типам общих критериев в описании людей, традиционно используемых подростками вне зависимости от их пола и возраста: общие темы 2, 4, 5отражающие качества, связанные с общением, трудом, а также интеллектуальными особенностями; специфические, характеризующие человека именно с точки зрения его половой принадлежности темы 3, 7, 8, в которых представлены качества мужчины как мужа, отца, женщины как жены, матери, а также их качества, проявляющиеся во взаимном общенииамбивалентные качества и формы поведения, которые используются подростками преимущественно при описании своих сверстников с учетом 87 и без учета пола человека темы 1,6. Из выделенных нами общих критериев тема 2 во всех классах получает высокие ранги. Исключение составляет только одна половозрастная группа девочек-семиклассниц, для которых этот критерий является менее значимым. Содержание качеств, представленных в теме 2, существенно не меняется ни с возрастом испытуемых, ни с категорией описываемого образа и не зависит от их доклад на тему образцы мужского поведения «добрый, честный, отзывчивый, порядочный», т. Представленность в описаниях испытуемых критерия «особенности интеллекта, широта и разнообразие интересов» тема 5 примерно одинакова для всех групп испытуемых, с возрастом увеличивается лишь число учащихся, употребивших его. Содержание этой темы также отражает общую возрастную закономерность: от выделения отдельных умений, интересов спорт, искусство, шитье до обобщенной характеристики умный, образованная. Особое место среди этих общих критериев занимает тема 4. По сравнению с предыдущими темами она оказалась наименее представленной в сочинениях подростков, причем с возрастом существенно уменьшилось доклад на тему образцы мужского поведения число учащихся, использовавших ее, так и сравнительная значимость этой темы в ряду других тем. Исключение составляет описание только образа женщины девочками шести- и семиклассницами. По их мнению, современная женщина должна быть не просто трудолюбивой, но и энергичным, активным членом общества, занимающим руководящие должности. Для мальчиков же всех возрастов эти качества не представляются особенно ценными и желательными. Характеризуя современную женщину, они пишут: «не должна уделять много времени работе», «не должна все время думать о работе». Можно было бы предположить, поскольку трудовая деятельность еще мало известна школьникам и они не имеют здесь собственного жизненного опыта, то именно поэтому данный критерий для них незначим. Однако содержание «неопределенных» сочинений, в которых описывался просто человек, не позволяет полностью согласиться с этим предположением. В этих сочинениях учащиеся, даже младшие, достаточно убедительно излагали свое понимание места и роли человека в сфере профессиональной и общественно полезной деятельности: «мне кажется, должно быть у каждого человека чувство долга. Он должен хорошо работать, чтобы делать хорошее не только для себя, но и для всех людей, и никогда не забывать, для чего он живет» д. Любой человек может после школы пойти в любой вуз или техникум, выбрать занятие по душе. А если выбрал, будь добр — работай с полной отдачей, используя все свои знания, которые государство дало тебе бесплатно» м. Характер употребления и содержание общих критериев не выявили существенных различий между мальчиками и девочками доклад на тему образцы мужского поведения описании ими доклад на тему образцы мужского поведения мужчины. Он выступает для них, в основном, как субъект и объект общения. В представлениях же об образе женщины в этом отношении наблюдаются определенные различия только у семиклассников: девочки положительно оценивают роль женщины как субъекта труда, мальчики относятся к этому отрицательно. Для старшеклассников обоего пола понимание образов мужчин и женщин связано преимущественно со сферой общения. Рассмотрим теперь, как используется вторая группа тем и прежде всего темы, охватывающие супружеско-родительские роли мужчин и женщин тема 7. Обращает на себя внимание полное совпадение представлений мальчиков и девочек об образе мужчины и практически одинаковый характер использования критерия «семьянин» мальчиками при описании как мужчин, так и женщин. Какое же конкретное содержание вкладывают они в свои представления о роли мужчин и женщин в семье? Другая отличительная особенность описания подростками VI класса образов мужчин и женщин — в опоре на примеры близких им людей: мать, отца, других родственников, значимых взрослых: учителей, врачей. К VII классу картина резко меняется. Именно в семейно-бытовой сфере, по мнению семиклассников, с наибольшей полнотой раскрываются особенности личности мужчин и женщин. Девочки, характеризуя мужчину как мужа, отца, выделяют, в основном, его роль как «помощника жены по хозяйству» даже в тех случаях, когда признают обязанность мужчины быть главой семьи: «мужчина должен быть главой семьи во всем — приятно видеть мужчину, стоящего в очереди за фруктами и овощами, относящего вещи в прачечную». В то же время именно к сфере семейных отношений относится и наибольшее число негативных характеристик мужчин: «мужчины очень изменились. Сейчас для них существуют доклад на тему образцы мужского поведения телевизор, тахта, тапочки»; «мужчину нельзя сравнить с женщиной. Он не готовит обедов, редко когда убирается». Описания мальчиками образа мужчин практически идентичны описаниям девочек, но отличаются от них отсутствием соответствующих негативных характеристик. Женщина как жена, мать, с точки зрения мальчиков, должна уважать и любить своего мужа, воспитывать детей, быть «хорошей домохозяйкой», причем последнее определение встречается практически у всех мальчиков, употребивших этот критерий: «сейчас нельзя обойтись без женщин. Они нас кормят и одевают. Женщина играет большую роль в жизни мужчины, без нее, мне кажется, он не мог бы существовать»; «мне хотелось доклад на тему образцы мужского поведения видеть такую женщину, которая смогла бы создать в семье радостную, непринужденную обстановку, была бы настоящим другом и помощником своего мужа. По-моему, мужчина должен отвечать троекратной взаимностью, если у него будет такая жена». Описания девочками образа женщины более детальны, разносторонни. Все они признают большую роль женщины в семье, перечисляют ее обязанности как хозяйки, жены, матери «как она себя поведет, такой и семья будет». Однако собственное отношение девочек к этой роли неоднозначно: наряду с положительным у значительной части семиклассниц имеется и отрицательное «вечная домашняя хозяйка», «белка в колесе». Восьмиклассники описывают мужчин и женщин более обобщенными понятиями: «хороший семьянин», «любящая жена и мать». Практически отсутствуют негативные определения. Их описания мужчин и женщин по критерию «семьянин» не только более однообразны, неконкретны, но и менее эмоционально насыщены, чем у семиклассников Испытуемые VIII класса, скорее, просто констатировали обязанности мужчин и женщин в семье, чем выражали свое отношение к этому. Примерно такая же картина наблюдалась при анализе описаний девятиклассников: критерий «семьянин» по содержанию и эмоциональной насыщенности у них существенно не отличался от этого критерия у восьмиклассников. Таким образом, критерий оценки особенностей личности мужчин и женщин в сфере семейно-бытовых отношений претерпевает значительные изменения в описаниях учащихся VI — IX классов как по значимости его в ряду других критериев, так и по содержанию, а главное, по отношению к этому содержанию. Другой критерий из группы специфических критериев отражен в теме 3. Речь идет о тех качествах, которые характеризуют отношение мужчины к женщине и наоборот. Прежде всего следует отметить, что он не является достаточно значимым для всех групп испытуемых, за исключением девочек IX класса. Только в этом случае, и лишь при описании отношения мужчин 89 к женщинам, данный критерий получает наиболее высокий ранг. Мужчины, по мнению девятиклассниц и восьмиклассниц, должны «ухаживать за девушкой и защищать ее», «уважать женский пол», «быть снисходительными, внимательными, благородными по отношению к женщине», «ценить ее слабость». В полном согласии с этими представлениями находятся и традиционные представления девочек о мужественности: мужчина должен быть «сильный, смелый, настойчивый, гордый, рыцарь». Именно доклад на тему образцы мужского поведения характеру отношения мужчин к женщинам относится и наибольшее число отрицательных суждений девочек этого возраста: «забыли свой долг перед нами, женщинами», «не хватает джентельменства», «мало рыцарей». Каким же, по мнению девочек, должно быть отношение женщины к мужчине? В VI и VII классах качества человека, определяющие это отношение, не назвала ни одна из обследуемых школьниц. В старшем возрасте только немногие испытуемые обозначили их: «понимать мужчину», «быть верной женой» или «не унижаться перед мужчиной». Однако женственность в традиционном доклад на тему образцы мужского поведения, т. Анализ высказываний школьниц выявляет у них своеобразную центрацию: доклад на тему образцы мужского поведения достаточно точно представляют отношение к себе, эти представления соответствуют их идеалу мужественности, однако обратной закономерности не наблюдается. Идеал женственности девочек не трансформируется у них, хотя бы и в вербальном плане, в то поведение, которое должно соответствовать ему. Мальчики всех возрастов практически не отметили особых качеств, выражающих отношение женщины доклад на тему образцы мужского поведения мужчине и, наоборот, мужчины к женщине. По-видимому, эти качества сопряжены в их представлении с такими понятиями, как мужественность, женственность, отношение к людям независимо от их пола, к семье. Последний из специфических критериев оценки качеств личности и формы поведения мужчин и женщин — любовно-сексуальная сторона их взаимоотношений — оказался наименее представленным во всех описаниях. Впервые суждения по этой теме появляются доклад на тему образцы мужского поведения у восьмиклассниц. Женщина, девушка, в их понимании, должна «уметь любить», «быть чистой». Мужчина должен быть «способен доклад на тему образцы мужского поведения сильное чувство». Эти данные несколько противоречат тому, что наблюдается в реальных, жизненных взаимоотношениях старшеклассников, для которых названные отношения весьма значимы. Вообще анализ содержания и динамика использования вышеназванных специфических «половых» критериев для характеристики подростками образов мужчин и женщин выявил несколько парадоксальную картину: они оказались значимыми только для семиклассников, старшеклассники же упоминали их в значительно меньшей степени. Причина этого пока нам не ясна. Третья группа критериев, которую мы обозначили как амбивалентная, включает суждения школьников, связанные с описанием ими внешнего облика людей тема 1а также традиционным пониманием мужественности — женственности тема 6. Использование девочками темы 1 для описания образов обоих полов отражает известную возрастную тенденцию: высокий ранг этой темы в VI и VII классах снижается к старшему школьному возрасту, причем у девятиклассниц в образе мужчин данная тема получает наименьший ранг. У мальчиков эта тенденция сохраняется только в отношении внешнего облика мужчин, в описаниях же образа женщин критерий «внешность» имеет высокую значимость практически во всех возрастных группах. По-видимому, в данном случае у мальчиков мы имеем дело не с возрастной тенденцией восприятия других людей, а с сугубо специфической, «половой». Качества, связанные с традиционным пониманием мужественности, в представлениях школьников обоего пола всех исследуемых возрастов занимают высокий ранг исключение составляют только девочки VIII класса. В других 90 психологических исследованиях показано, что ценность этих качеств более характерна для младших подростков 10—11 летпоэтому нельзя, по-видимому, и в данном случае объяснить повышенную значимость этого критерия возрастными особенностями понимания нравственных свойств личности. Критерий «женственность» тема 6 в описаниях школьников с возрастом также используется все чаще. Если семиклассники просто перечисляли качества, которые мы интерпретировали подобным образом, то старшие школьники обозначали понятие «женственность». В их описаниях образ женщины занимал доклад на тему образцы мужского поведения место, превращаясь в обобщенный критерий оценки женственности. Проблема изучения психологического пола предполагает прежде всего выделение предмета исследования. Доклад на тему образцы мужского поведения предметом являются образы мужчин и женщин, эталоны мужественности и женственности. Знание содержания и структуры «половых» образцов не только помогает выявить те сферы жизнедеятельности, в которых, по мнению детей, наиболее ярко выступают особенности личности мужчин и женщин, но и судить о степени сформированности в этом отношении у них психологического пола. Проведенное нами экспериментальное исследование показало, что практически единственной сферой жизнедеятельности, в которой формируются представления подростков об образах мужчин и женщин, является сфера взаимоотношений с противоположным полом. Эти представления в каждом возрасте отражают отдельные аспекты общения: в VIII классе — семейно-бытовые взаимоотношения, в VIII и особенно в IX классе — более близкие им отношения между юношами и девушками, причем прежние представления не углубляются с возрастом, а заменяются другими. Такая смена сфер общения имеет принципиальное значение для формирования психологического пола. У подростков непосредственный жизненный опыт связан только лишь с позицией ребенка, и поэтому их представления о мужественности и женственности — это, по-видимому, просто усвоенные соответствующие взгляды взрослых. Между тем известно, что в этом возрасте интенсивно формируется система межполовых взаимоотношений. Однако, как показывают данные многих исследований, представления подростков об идеальных доклад на тему образцы мужского поведения мужчин и женщин для этих взаимоотношений преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому идеальные представления доклад на тему образцы мужского поведения мужчинах и женщинах и реальное поведение подростков доклад на тему образцы мужского поведения мальчиков и девочек находится как бы в разных планах. Соответственно, идеал не выполняет своей регулирующей функции в качестве образца поведения. У старших школьников основа для формирования идеальных представлений о мужественности и женственности — значимая для них сфера взаимоотношений с ровесниками противоположного пола. Она включает актуальные потребности, связанные с сексуальным развитием, осознание себя как человека определенного пола в сфере межполовых взаимоотношенийидеальные образы мужчин и женщин как субъектов и объектов общения. Эти представления о себе и о других проверяются на практике, в непосредственной деятельности общения. Однако система определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентации, т. Поэтому относительно старшего школьного возраста можно сказать, что это лишь один из этапов формирования психологического пола, но никак не окончание этого процесса. Особенности представлений старшеклассников о мужественности и женственности следует учитывать при изучении курса «Этика и психология семейной жизни». Этот курс сможет выполнить поставленные перед ним задачи только в том случае, если в нем будет обобщена вся предшествующая работа школы по половому воспитанию учащихся. Поступила в редакцию 24.

Смотрите также:
  1. Те качества, которые традиционно принято считать женственными, такие, как пассивность, отзывчивость, любовь и нежность к детям, могли выступать как образцы мужского поведения и характера в одном племени, или же вообще отвергаться в другом племени как большинством женщин, так и большинством мужчин. Он работал в институте «Институт Санта Фе», созданном под эгидой Пентагона и Государственного Департамента, занимавшимся, в том числе, адаптацией теоретических разработок к прикладным военным задачам.

Написать комментарий

:D:-):(:o8O:?8):lol::x:P:oops::cry::evil::twisted::roll::wink::!::?::idea::arrow: